Философско-методологическое осмысление деятельности и его роль в гуманизации научного познания (тезисы доклада)

М. Стариков


Автор выделяет два направления дегуманизации в науке.
В первом случае, дегуманизирующий фактор научного поиска связан с фундаментальной оппозицией субъекта и объекта в научном исследовании, характерном для первых этапов становления и развития современного естествознания. В этом случае центр тяжести научной работы сосредоточен прежде всего на противостоящей человеку реальности как объектах внешнего мира. Субъект в данном случае рассматривается как познающий, исследующий тот или иной объект. Это противостояние носит онтологический характер. В русле подобного рассмотрения исследующий субъект "растворяется" в исследуемом объекте, а "объективная ценность" выделенных закономерностей определяется как независимая от исследователя как такового и полностью детерминированная объектом.
Во втором случае, следует обратиться к ситуации, сложившейся в современном естествознании и науке в целом, уже в двадцатом веке и особенно после второй мировой войны. Она характеризуется всё возрастающей резкой специализацией различных областей и отраслей научного познания, которые превращаются в относительно автономные предметные сферы со своими специфическими методами исследования и узкоспециальными задачами научного поиска. Таким образом налицо ситуация крайней разобщённости единого когда-то древа естествознания, а подчас и оторванность различных областей научной теории и практики друг от друга, приводящая, с одной стороны, к разрывам единой ткани науки, а с другой, - к склейке и смещению различных предметных областей и наложению их друг на друга.
В наш век информации и исследовательских технологий всё острее встаёт проблема междисциплинарной коммуникации, трансляции способов и методик, интеграции различных предметных областей. Невозможность или крайняя их затруднённость приводит к замкнутости, клановости и разобщённости учёных-предметников, их отрыву друг от друга и проблематичности полноценной коммуникации в современном научном сообществе.
Попытки осмыслить и преодолеть указанные выше проблемы уже неоднократно предпринимались, в частности, на основе кибернерики или в системном движении. Большинство исследователей согласны в том, что поиск междисциплинарной кооперации различных отраслей современного научного знания должен осуществляться не через анализ объектно-предметного содержания знаний, а в области анализа средств и способов получения и освоения этого знания конкретным исследователем.
В поисках построения общей методологической картины научного поиска - которая одна только и может обеспечить междисциплинарную коммуникацию и кооперирование на современном этапе развития науки - исследователи обращают особо пристальное внимание на анализ средств и методов науки с позиций системного представления познания как деятельности.
В отечественной литературе такой взгляд на перспективы науки оформился в трудах Г.П.Щедровицкого и его единомышленников. В них резко противопоставлены два, указанных выше, подхода, а именно, натуралистический и деятельностный, и делается попытка построения общей теории деятельности, которая строится на специфическом понимании рефлексии и её роли в преодолении субъект-объектного дуализма и обращения познания собственно на мыследеятельность и способы её трансляции.
Таким образом, автор в своём докладе выделяет один из путей в направлении гуманизации науки через осмысление понятия деятельности как ключевого для современного научного познания. Результатом такого осмысления будет освоение сферы общей методологии научного познания, характеризующейся своими особыми категориями, методами и эпистемологическими единицами. Автор убеждён, что путь, предложенный отечественными исследователями в русле СМД методологии является на данный момент наиболее перспективным и адекватным в деле разрешения проблемы гуманизации науки, хотя он ещё безусловно требует дальнейшего своего осмысления и освоения, в частности, в направлении приобщения специалистов-предметников к методологической работе. И здесь может быть крайне полезен и интересен опыт организационно-деятельностных игр (ОДИ), уже показавших на практике свою эффективность и реальную значимость.


Литература.

1. Берталанфи Л. Общая теория систем : критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - M.: Прогресс,1969. - С.23-83.
2. Вопросы методологии. 1991. № 2,3,4.
3. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.,1973.
4. Поспелов Д.А. Системный подход к моделированию мыслительной деятельности.// Проблемы методологии системного исследования. - М.: Мысль,1970. - С.333-359.
5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995.


другие тексты этого же автора:

Хостинг от uCoz