Философско-методологическое
осмысление деятельности и его роль
в гуманизации научного познания (тезисы доклада)
М.
Стариков
Автор
выделяет два направления
дегуманизации в науке.
В первом случае, дегуманизирующий
фактор научного поиска связан с
фундаментальной оппозицией
субъекта и объекта в научном
исследовании, характерном для
первых этапов становления и
развития современного
естествознания. В этом случае центр
тяжести научной работы
сосредоточен прежде всего на
противостоящей человеку
реальности как объектах внешнего
мира. Субъект в данном случае
рассматривается как познающий,
исследующий тот или иной объект.
Это противостояние носит
онтологический характер. В русле
подобного рассмотрения
исследующий субъект
"растворяется" в исследуемом
объекте, а "объективная
ценность" выделенных
закономерностей определяется как
независимая от исследователя как
такового и полностью
детерминированная объектом.
Во втором случае, следует
обратиться к ситуации, сложившейся
в современном естествознании и
науке в целом, уже в двадцатом веке
и особенно после второй мировой
войны. Она характеризуется всё
возрастающей резкой
специализацией различных областей
и отраслей научного познания,
которые превращаются в
относительно автономные
предметные сферы со своими
специфическими методами
исследования и узкоспециальными
задачами научного поиска. Таким
образом налицо ситуация крайней
разобщённости единого когда-то
древа естествознания, а подчас и
оторванность различных областей
научной теории и практики друг от
друга, приводящая, с одной стороны,
к разрывам единой ткани науки, а с
другой, - к склейке и смещению
различных предметных областей и
наложению их друг на друга.
В наш век информации и
исследовательских технологий всё
острее встаёт проблема
междисциплинарной коммуникации,
трансляции способов и методик,
интеграции различных предметных
областей. Невозможность или
крайняя их затруднённость приводит
к замкнутости, клановости и
разобщённости учёных-предметников,
их отрыву друг от друга и
проблематичности полноценной
коммуникации в современном научном
сообществе.
Попытки осмыслить и преодолеть
указанные выше проблемы уже
неоднократно предпринимались, в
частности, на основе кибернерики
или в системном движении.
Большинство исследователей
согласны в том, что поиск
междисциплинарной кооперации
различных отраслей современного
научного знания должен
осуществляться не через анализ
объектно-предметного содержания
знаний, а в области анализа средств
и способов получения и освоения
этого знания конкретным
исследователем.
В поисках построения общей
методологической картины научного
поиска - которая одна только и может
обеспечить междисциплинарную
коммуникацию и кооперирование на
современном этапе развития науки -
исследователи обращают особо
пристальное внимание на анализ
средств и методов науки с позиций
системного представления познания
как деятельности.
В отечественной литературе такой
взгляд на перспективы науки
оформился в трудах Г.П.Щедровицкого
и его единомышленников. В них резко
противопоставлены два, указанных
выше, подхода, а именно,
натуралистический и
деятельностный, и делается попытка
построения общей теории
деятельности, которая строится на
специфическом понимании рефлексии
и её роли в преодолении
субъект-объектного дуализма и
обращения познания собственно на
мыследеятельность и способы её
трансляции.
Таким образом, автор в своём
докладе выделяет один из путей в
направлении гуманизации науки
через осмысление понятия
деятельности как ключевого для
современного научного познания.
Результатом такого осмысления
будет освоение сферы общей
методологии научного познания,
характеризующейся своими особыми
категориями, методами и
эпистемологическими единицами.
Автор убеждён, что путь,
предложенный отечественными
исследователями в русле СМД
методологии является на данный
момент наиболее перспективным и
адекватным в деле разрешения
проблемы гуманизации науки, хотя он
ещё безусловно требует дальнейшего
своего осмысления и освоения, в
частности, в направлении
приобщения
специалистов-предметников к
методологической работе. И здесь
может быть крайне полезен и
интересен опыт
организационно-деятельностных игр
(ОДИ), уже показавших на практике
свою эффективность и реальную
значимость.
Литература.
1. Берталанфи Л. Общая теория
систем : критический обзор. //
Исследования по общей теории
систем. - M.: Прогресс,1969. - С.23-83.
2. Вопросы методологии. 1991. № 2,3,4.
3. Лефевр В.А. Конфликтующие
структуры. - М.,1973.
4. Поспелов Д.А. Системный подход к
моделированию мыслительной
деятельности.// Проблемы
методологии системного
исследования. - М.: Мысль,1970. - С.333-359.
5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. -
М.: Шк.Культ.Полит., 1995.
другие тексты
этого же автора: