По [на?] поводу доклада М.Старикова "Хора" Жака Деррида. 27/05/99

Таким образом, я констатирую: "Главного я так и не заметил" [В.М.]

Собственно, в этой путанице с предлогами "по" или "на" в заглавии и сквозит то главное, что меня более всего заинтересовало в докладе.

После первых пяти минут у меня стали появляться первые признаки некоторого рассогласования происходящего с самим собой. С одной стороны - это был доклад на аспирантском семинаре, настоящий и серьезный. С другой - из-за ошибки в дне его проведения (семинар планировался днем позже) и малочисленности собравшихся (присутствовало, кроме докладчика, еще два слушателя), складывалась весьма странная и не на что не похожая ситуация, а именно: речь доклада была на уровне аспирантского семинара (в том смысле, что это был обыкновенный семинар), но та обстановка, к которой она рождалась и произносилась, была настолько инородна всему тому, "о чем шла речь", что произносилось, - что, в результате, теперь мне бы хотелось изложить ту беспорядочную последовательность мыслей, подозрений, интуиций и предчувствий, которые мне пришлось испытать непосредственно во время доклада и сразу после него.

Опуская подробности, начну с первых слов и первых впечатлений. Говоря откровенно, уже с первых минут мне стало скучно. Появились старые образы бессмысленности происходящего, автовопрошающие себя о том, что я тут делаю. Скучать было не интересно, поэтому я начал присматриваться к происходящему. Оля Власенко слушала, Миша говорил и делал множество странных жестов: то садился на стол и начинал болтать ногами, совершенно стирая иллюзию присутствия на аспирантском семинаре (или, точнее, напрягая ее до предела своей позой и академичностью речи), то производил странные, загадочные и не лишенные изящества манипуляции с собственными пальцами, сопровождая все это непрерывной, нескончаемой речью-дискурсом. Я при этом делал что-то со своими наручными часами, которые в начале доклада снял и положил перед собой. Помню грохот машин за окном и голос Миши, терпеливо повышающийся вместе с каждой новой звуковой баррикадой, воздвигаемой за окном шумной улицей.

Сейчас я думаю, что в его речи вообще отсутствовали случайные элементы, но там и тогда я считал иначе, чем только и объясняю себе собственную невнимательность, про- и о-хлажденность.

В какой-то момент этого медитативного (и на восточный и на западный манер) говорения стало казаться, что он издевается, что он решил сыграть роль знатока и теперь лишь мастерски расставляет знаки, реально вынуждающие слушателей поверить, что перед ними - профи, асс, мастер и что это на самом деле так. Попытки отследить эти знаки и то, как они расставляются были мало успешными, тем более, что более важным казалось другое - удержаться в этом обмане, не дать ему превратиться в "правду" и в то же время, не стать отвергнутым как обман, ложь, подтасовка (ведь, как правило, все это имеет корыстные цели и вызывает сильную реакцию отторжения). Таким образом, если это и был обман, чистая фикция, то это был бескорыстно показательный обман. Это был обман, в котором каким-то образом было показано, как можно быть обманутым, и не быть им.

Все это меня очень развеселило, происходящее стало казаться слишком забавным, тем более, что в ту минуту я еще думал, что ощущение фиктивности речи докладчика - мое открытие, моя заслуга, а сам-то он ориентировался на другое - вызвать своим докладом ощущение уважения к проделанной профессионалом работе. Спустя, однако, некоторое время после, я уже думал другое - что именно это ощущение фиктивности и было целью доклада, не первой, но и не последней. Таким образом, можно было бы сказать, что доклад имел полицелевую направленность и что кто угодно мог найти в нем что угодно (включая как равноправный вариант и то, чтобы в нем ничего не найти) сводя на нет показ претензий и запросов. Менее всего хотелось искать в докладе актуальносовременную французскую философию, то есть, собственно то, чему он был посвящен своим названием (посвящен в том смысле, в каком посвящают тысячестраничный роман любимой матери, сестре).

Итак, неотступное ощущение того, что речь шла не о том, о чем она шла. Постоянство иного. Континуальность, длительность иного.

| текст доклада


Письмо без адреса
Происхождение крабов и простейших клеточных
Отнесения к "Моде как письму-татуировке"
Р.Барт "Фрагменты речи влюбленного" (эскиз рецензии)
Авторитет автора в авторитарном режиме
Письмо без правил : хирургия микросмещений

Хостинг от uCoz