ВВЕДЕНИЕ
Историчность
дискурса
(обоснование
актуальности
и новизны)
Когда
говорят, что
нечто
принадлежит
истории,
имеют в виду,
что это нечто
уже сыграло в
ней свою роль
и не
используется
в настоящий
момент с
подобающей
этому
моменту
эффективностью
и отдачей. С
формальной
точки зрения
академический
дискурс (в
дальнейшем -
АД) сточен и
отшлифован,
его
структура
доведена до
идеальной
матричной
формы
конвейерного
производства
и
воспроизводства,
штамповки:
структурно
работы
курсовые,
дипломные,
диссертационные
мало чем
отличаются
друг от друга.
И в этом
случае
исчерпанность
формы,
сопровождаемая
внутридискурсивной
обоснованностью
такого
положения
дел, влечет за
собой мощный
содержательный
крен. Новизна,
актуальность,
проблемность
и прочие
элементарные
самоидентификационные
характеристики
АД
проецируются
на
содержательный
пласт
дискурса так,
что в рамках
АД в
настоящий
момент не
представляется
возможным адсорбировать
вышеперечисленные
структурные
моменты от
содержательных.
Возможно, что
именно по
этой причине
АД не в
состоянии
отрефлексировать
собственные
структурные
основоположения
иначе как в
дисциплинарно-образовательной
форме
методического
пособия по
написанию
квалификационных
текстов. Что
само по себе
достаточно
претенциозно,
поскольку
предполагает
заранее (без
проверки и
рефлексии)
универсальность
АД,
отсутствие в
нем
элементов
складки Ц
смятий,
сгибов, вовсе
не
представляющих
из себя лобычный╗
материал, на
который
достаточно
обратить
внимание и
описать,
чтобы
освидетельствовать
его
адаптированность
в АД, но,
который,
скорее, не
предназначен
к подобной
самоманифестации
в дискурсе и
более того
активно
противодействует
такой
экспансии
внутрь АД.
Перекос в
сторону
содержания
во многом
предопределил
судьбу АД.
Степень
разработанности
проблемы
Общекультурная
ситуация в
этом смысле
выглядит
более ровно. Наличие
определенного
количества
смысла как
критерия
оценки
ликвидности
того или
иного
дискурса
давно уже
перестало
быть фоном
ситуации, на
котором
происходят
культурные
события
современности.
Взять, к
примеру,
современную
отечественную
художественную
литературу (Ануфриев,
Пепперштейн
УМифогенная
любовь кастФ,
В. Сорокин УГолубое
салоФ, УСердца
четырехФ,
отшумевший
ныне В.Пелевин
и многие
другие),
рекламу, СМИ-дискурс,
текстовые
массивы
интернет-литературы.
В данной
работе
предлагается
оценить
полемический
ресурс этого
предположения
и его
стратегических
импликаций
для
философского
дискурса в
частности.
В
качестве
примера
западных
рецепций
постмодерна
1980-1990-ых гг.
ушедшего
века, упомяну
здесь лишь
малую часть
из них,
имеющих
первостепенное
значение для
проблематики,
рассматриваемой
в работе.
Так,
рассуждая о
барочном
характере
современности,
Кармен
Видаль
аппелирует к
метафизике лскладки╗
(изгиб,
искривление
пространства,
от англ. warb Ц складка,
смятие). Если
отслеживать
историю
этого
концепта, то
необходимо
обратиться,
во-первых, к
философским
спекуляциям
Ж.Делеза (лСкладка.
Лейбниц и
барокко╗), во-вторых,
к идее лскладки╗
у М.Мерло-Понти
в его лФеноменологии
восприятия╗,
в-третьих к
хайдеггерианской
лодно- и дву-
слож(е)нности╗
Dasein,
и, наконец, в-четвертых,
к ссылкам на лскладчатость╗
у Ж.Деррида в лЭссе
о Малларме╗.
В
изложении К.Видаль
важным для
нас является
трактовка
складки как
всегда
находящейся лмежду╗
двумя
другими
складками, в
том месте, где
касательная (ср.
метафорику
касания у Ж.-Л.
Нанси в лCorpus╗`е)
встречается
с кривой, она
не
соотносится
ни с одной
координатой.
Таким
образом,
складка по К.Видаль,
есть
объяснительный
принцип
всеобщей
культурной и
политической
дезорганизации
мира
последних
десятилетий
двадцатого
века; мира,
где царит лпустота,
в которой
ничего не
решается, где
лишь ризомы и
парадоксы,
разрушающие
здравый
смысл. Правда
нашего
положения
заключается
в том, что ни
один проект
не обладает
абсолютным
характером.
Существуют
лишь одни
фрагменты,
хаос,
отсутствие
гармонии,
нелепость,
симуляция,
триумф
видимости и
легкомыслия╗.
От Рембо Ц к
Рэмбо и от
Маркса Ц к
батончикам лМарс╗
- такова
лозунговая
характеристика
дискурсивных
микросмещений
современности
по И.Ильину и
с этим трудно
не
согласиться
в условиях
подлинного
барочного
калейдоскопа
явлений
жизни шоу-мира
(см. также лобщество
спектакля╗ и лшоу-власть╗
у того же И.Ильина).
Существенным
для
прояснения
ситуации в
которой
разворачивается
дискурс
складки
может
послужить
упоминание о
соседствующем
с ним термине лризома╗
Ж.Делеза и Ф.Гваттари,
сформулированного
ими в
одноименной
работе 1976г.
вошедшей
затем в
качестве
вступительной
главы во
втором томе
их лКапитализма
и шизофрении╗
- Mille Plateaux (1980); и
вводимого
там же
термина лномада╗
(кочевник) как
характеристики
постмодернисткой
лраспавшейся╗
субъективности,
раз и
навсегда
вторгшейся в
текст и
дискурс
складчатого
письма и
свидетельствующих
об
изначальной
пустотности
смысла.
К
вопросу о
структурности
академического
дискурса
(ряд
существенных
замечаний
поясняющих
проблемное и
целевое поле
исследования)
Одно из
фундаментальных
основоположений
академического
дискурса
заключается
в
самоналожении
неявного
запрета на
рефлексию
собственных
структурных
оснований.
Предпочтение
отдается
содержательному
и
тематическому
аспектам
дискурса, а не
структурному.
Структура АД
выполняет
функцию
оправы,
носителя.
Рефлексия
оснований в
данном
случае не
поощряется и
маркируется
как признак
наивности и
непрофессионализма,
но не
запрещается
в явной форме,
скорее,
помещается в
зону
индифференции
и трактуется
как
незначительное.
Однако,
следует
отметить, что
исторически
для
европейцев
столкновение
с иными
культурами
имело во
многом
решающее
значение в
осознании
своей. Ту же
операцию
необходимо
провести и в
отношении
языка
академической
науки. Только
рассмотрение
здесь должно
носить не
оптический
характер
интеллектуального
усилия Увнутреннего
окаФ, Увзора
разумаФ (с
последующим
прописыванием
результатов
подобного
мыслительного
эксперимента),
а
дискурсивный,
т.е.
рассматривать
не УокомФ, а,
собственно,
дискурсом,
совершая при
этом не
зрительные
или
мыслительные
(умозрительные)
усилия, но
внося
письменные
различия в АД,
различия Упо
письмуФ, не
концептуальные
или
тематические,
а равным
образом и не
структурные.
Сохранность
структуры
как святая
святых АД (структура
в данном
случае
является
ведущим
маркёром
дискурса)
выступает
при этом
гарантом
отсутствия
деструктивных
намерений
автора и
демонстрацией
позитивности
предлагаемого
проекта
ревизии АД.
Различие Упо
письмуФ,
возможно,
обнаружить
только в
цезуре между
контрарными
дискурсивными
практиками,
каковыми
являются, в
данном
случае, АД и
дискурс
складки (в
дальнейшем -
ДС). Речь
также не
должна здесь
идти ни о
синтезе
полярных
дискурсов, ни
о снятии их
контрарности.
Дело ведь не
заключается
в том, чтобы УисправитьФ
АД путем
дописывания
его в режиме
ДС, но чтобы,
используя
эвристический
ресурс ДС,
инкорпорировать
этот ресурс в
АД с тем,
чтобы
оживить его
звучание,
придав ему
новизну и
своевременность.
При этом сам
АД остается
прежним, он не
распадается
на сегменты (как
это
целенаправленно
имеет место в
ДС) и не
перестраивается
(сохраняет
последовательность
и
целостность).
Изменение не
касается ни
терминологической
базы, ни
научного
стиля, ни
структуры
дискурса.
Меняется
собственная
текстура АД,
скорость
производства
смысла и его
интенсивности.
И
поэтому
основная и ведущая
цель
предлагаемой
работы
с АД
заключается
в выяснении
сути, смысла и
качества
этой
трансформации.
На первый
взгляд,
искомое
преобразование
представляет
из себя
своеобразную
мутацию АД,
связанную, с
его
деконструктивным
переописанием
и
переопределением,
которое
всякий раз
прибегает ко
внутренним
дискурсивным
различиям в
самый момент
их
рескрипции.
Но при более
пристальном
рассмотрении
обнаруживается
отсутствие в
АД
внутренней
необходимости
в подобной
дискурсивной
УпрививкеФ.
Гораздо
более
значимым и
утонченным
представляется
путь
изыскательский,
экспериментальный,
подразумевающий
включение в
некоторый
дискурс ликс╗
технологий
мутирующего
изгиба,
которые
позволили бы
продлять
складку
дискурса
сколь угодно
долго, без
оглядки на
необходимость
попутного
разглаживания
и
купирования
смысла,
проведения
операции
выравнивающего
вытягивания
традиционных
изгибов АД (в
первую
очередь, это
касается
вышеупомянутого
сгиба лструктура
- содержание╗). Одним
из наиболее
продуктивных
вариантов для
преодоления
этого
затруднения
представляется
путь
воссоздания
АД на базе
текстуры ДС.
ДС-палимпсест,
возможен
поскольку АД
всегда несет
в себе ДС-стимул,
симуляцию,
стимуляцию.
Таким
образом, проблемная
ситуация может быть
обрисована,
исходя из
понимания
известной УстертостиФ,
которую
обнаруживает
АД, будучи
поставленным
под вопрос
при
столкновении
с ДС и его
результирующем
дезинкорпорировании.
Дискурсивный
изоморфизм
(несколько
замечаний
касающихся
постановки
проблемы)
УНаука
Ц это, вобщем,
все, что нас
окружаетФ
И.Дыховичный.
УКино+ТВФ РТР.
Июнь 2000г.
1.
По-прежнему
актуальны
слова Барта о
том, что текст
есть
деятельность,
делание и
дление. Для
нас
существенна
характеристика
текста как
длительности.
Данная
характеристика
текста, как
сплошной,
нерасчлененной
длительности
выбрана не
случайно.
Мотивировано
это тем, что
длительность
является
наиболее
семантически
пустым
качеством с
традиционной
точки зрения
на
осмысленность
любого
текста (смысл
есть
единственное
самое верное
и первое
измерение
пустотности
любого
дискурса,
будь то ДС или
АД).
Проиллюстрируем
эту мысль на
примере
метафоры
горизонта.
2.
Геометрия
текста
сравнима с
нелинейной
длительностью
горизонта:
горизонт
всегда
повторяется
и никогда не
завершается,
повторение
горизонта на
каждом витке
создает его
горизонтальную
длительность.
Эта
длительность
Ц своего рода
перспектива, zoom (оптическая,
а не
динамическая
функция
приближения\удаления
от предмета
рассмотрения).
3.
Метод,
которым
обустраивается
горизонтальная
перспектива
длительности
не имеет в
данном
случае
принципиального
значения.
Функция
бесконечного
zoom`а
(приближения\
удаления)
предполагает
наличие в
тексте
одного или
нескольких
методов, но УналичноеФ
при этом
выпадает из
дления так,
что текст
либо
изначально
должен уже
располагаться
в модусе
методики его
продления (быть
методично
ориентированным
на
прописывание
метода), либо, -
и в этом
случае
описание
метода
оказывается
всегда
неадекватно
его
непосредственному
применению в
тексте, -
принадлежать
другим типам
дискурса,
быть
заимствованным.
Таким
образом,
методичное в
тексте Ц
вторично по
отношению к
его
длительности,
поскольку (и
это
обстоятельство
трудно
переоценить)
продление
текста не
подразумевает
рефлексивных
разрывов
текста,
вносимых в
него
вопросом о
методе (знание
о методе
подразумевает
последовательность
рефлексивных
актов, в
которых и
фиксируется
та или иная
методика).
4.
Подытоживая
сказанное,
отметим, что
вторичность
метода для
текста,
рассматриваемого
исключительно
с позиций его
длительности,
включает в
себя, тем не
менее, такие
характеристики
метода, как
его
быстродействие
(предп.
Скорость) (в
особенности
этот аспект
проблемы
задействован
при
разработке
современных
компьютерных
технологий) и
вытекающая
из этого
продуктивность.
Поэтому
естественно,
что наш УтекстФ
не имеет дела
со
смыслонесущими
конструкциями
(предположительно:
имеет, но не
так и не с ними и не
текст) (см. 1-3)
5.
Наибольшими
ресурсами
продуктивности
обладает, в
этой связи,
текст,
построенный
с помощью
множественного
zoom`а,
последовательно
применяемого
к каждому
смятию
текста, к
каждой его
складке. За
счет такого УвытягиванияФ
(zoom
- текстурное
свойство
длительности
ДС, его
смысловая
пустотность)
текст
умножается,
но не
копируется,
продляется,
но не
повторяется.
Такой текст
это Ц
микроорганическая
модель без
центра,
множащаяся в
разные
стороны (фрактальная
оптика
ризомы и
искривленная
оптика
складки) и,
тем самым, как
подминающая
эти стороны,
так и
дисквалифицирующая
стороны, как
части целого.
Отсюда
фрагментарность
такого
письма,
оправданная
дистанцией
по отношению
к традиции,
основанной
на логике
смысла.
6.
На первый
взгляд
кажется, что
по ресурсам
продуктивности
АД
значительно
проигрывает
ДС. Это
обстоятельство
можно
оспорить,
указав на
неправомерность
сравнения АД
и ДС, которая,
действительно,
коренится в
их
принадлежности
разным
логикам и
невозможности
их
сопоставления
на общем
основании (это
примерно
также как
сравнивать
туалетную
бумагу и
туалетную
воду на
основании их
принадлежности
к туалету).
Такое
основание
отсутствует
изначально и
любые
попытки
последовательного
его
проведения
будут
неизбежно
развернуты
либо в модусе
АД, либо в
модальности
складки. Ни
перевод, ни
транскрипция,
ни
транслитерация
не
представляются
здесь
возможными в
снятии
разрыва
между
дискурсом,
основанном
на логике
различия и
безосновном
в своей
основательности
дискурсом
пре-цензурирующего
(предуготовляющего
цензуру, как
внутреннюю
технологию
АД)
безразличия
к цензуре Упо
смыслуФ (момент
репрессии
смысла как
ключевой
момент АД).
7.
АД
приспособлен
для
производства
смысла (в
первом
приближении
вопрос о
соотношении
АД и ДС
рассматривается
с точки
зрения
дихотомии Ц
смысл\бессмыслица),
АД
выстраивается
как усекание
смысла, его
цензурирование
по жесткой
структурной
модели.
Напротив, ДС
не
противополагает
продуцированию
смысла его
упорядочивание
и
подытоживание.
Дискурсивный
ресурс
складки есть
ветвящееся
расползание
смысла -
самовоспроизводство
и
саморастяжение,
а не усекание.
Смысл и
бессмыслица
по-разному
смотрятся (друг
в друга) в
этой
перспективе.
Смысл и
бессмыслица
не есть в
данном
случае
онтологические,
а тем более
логические
характеристики
дискурса, они
есть
различные
скорости, тип
и характер,
самовытеснения
дискурса,
параметры
его
пустотности (самовытеснениеЦусекание
и
самовытеснениеЦвытягивание)-
его
ризоматические
проспекции (оптически)
(от фр. replitition[1]);
его
экстраполярности
(энергетически)
и
экстерриториальности
(топически).
8.
Теперь, что
касается
заявленного
выше в
заглавии
параграфа
изоморфизма.
Греческое morphe,
форма Ц
категория во
многом
спорная, или
могущая быть
оспоренной,
когда речь
заходит о
философских
определениях
дискурса. Так,
у М.Фуко, в его
археологическом
анализе, УдискурсФ
расценивается,
в первую
главу, как
идентификационная
матрица, с
помощью
которой
могут быть
выделены и
систематизированы
речевые
модели (словари),
находящие
свое
применение в
различный
областях
знания. (УАрхеология
знанияФ). Что
же касается
единства
формы, то это,
на первый
взгляд,
напоминает
искусственное
УнавешиваниеФ
на
дискурсивное
разнообразие
категории, с
помощью
которой
можно было бы
провести
адекватное
сопоставление
контрарных
дискурсов.
Однако,
поскольку
такое
сравнение
требуется
логикой
исследования,
стоит
рассмотреть
возникающие
здесь
диспозитивные
варианты.
Во-первых,
очевидно, что
длительность,
идентифицированная
выше в
качестве
одной из
существенных
детерминант
любой
дискурсивной
практики, не
может
выступать в
роли искомой
УформыФ,
поскольку
формирование
дискурса как
некоторого
узнаваемого
целого не
зависит от
его
длительности.
Так по
кратким
ключевым
фрагментам
дискурса
специалист с
легкостью УопознаетФ
и отличит
свой дискурс
от чужого, без
достаточно
длительной
его
манифестации.
И дело тут
вовсе не в
возможной
ошибочности
внеконтекстуальных
оценок:
понятно, что
специалист
всегда
находится в УсвоемФ
контексте,
этого, по
крайней мере,
от него
требуют
условия его
функционирования
в качестве
такового.
Другими
словами, если
придерживаться
аналитической
связки Успециалист
Ц тип
дискурсаФ, то
специалист
не способен
совершить
банальной
ошибки,
связанной с
незнанием
контекста.
Сказанное
представляет
из себя
пример
типичного
аналитического
суждения,
широко и
активно
эксплуатируемого
в рамках
академического
дискурса. Далее
приводим
оценочно-рефлексивный
материал,
составляющий,
как уже было
сказано выше,
неотъемлимую
часть АД, не
тяготеющего
в силу
социально-исторических
условий
своего
самообнаружения
в культурной
ситуации
постсовременности
к аналитике
длительности
(вообще,
избегающего
критики по
формальным
основаниям) и,
в силу этого,
испытывающим
мощную
тенденцию к
рефлексии
собственного
содержания.
Во-вторых,
изоморфизм
как Уподобие
формФ
требует
экспликации
формы как
уникума,
сообразующего
дискурсивное
единство с
серийностью
образчиков
того или
иного
дискурса. В
качестве
такого
уникума
привлекается
концепт УскладкиФ
Ж.Делеза,
призванный,
во-первых,
продемонстрировать
на материале,
с
включенными
бинарными
оппозициями,
исключительность
положения
складки
внутреннее-внешнее
в
философском
дискурсе, и,
во-вторых,
интерпретировать
недостаточность
складки
внутреннее-внешнее
для
функционирования
философского
дискурса.
Во
избежание
путаницы с
терминами,
используемыми
в данном
исследовании,
обратимся к
их рабочим
определениям.
[1] Слово-гибрид, образованное от фр. le pli Ц складка и repetition Ц повторение и повторное воспроизведение.