рецензия на книгу Ж.Делёз, Ф.Гватари "Анти-Эдип"
Книга Делёза Ж. и Гватари Ф. "Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип" не предполагает анализа реального капитализма и реальных случаев шизофрении, в ней авторы выступают от "имени абсолютной некомпетентности"(с.107). Единственное, что проводится в данной работе - это критика тех теорий капитализма и того психоанализа, которые претендуют на изложение истинного положения дел. При этом декларируемый ими шизоанализ - это новая попытка переосмысления социума ("социуса"), которая выглядит как явная оппозиция известных форм анализа такового. "Тело без органов" выступает как альтернатива системе в качестве основополагающего понятия. А "машина желания" явно претендует прийти на смену метафизического концепта "душа".
Откровенный, слегка
шокирующий стиль работы напоминает
известные произведения М.Фуко,
когда автор не оставляет праздному
разуму даже лазейки для
наслаждения, а сама попытка
осмыслить социус в шизофренических
образах представляется весьма
оригинальной и многообещающей.
Фигура шизофреника выставлена
авторами как конечный продукт
капитализма (отсюда - первое
название работы). Показать общество
как тело, как иерархию тел (полных,
тел без органов) - вот цель, которую
достигают Гватари и Делёз в своём
произведении.
Гл 1. "Машины желания"
посвящена шизоанализу процесса
общественного производства, в
которое на определённом этапе
"вклеивается" шизофреник,
который является одновременно и
продуктом такового и его
антагонистом. При этом происходит
переворачивание фрейдовского
эдипова комплекса, он уже не основа
анализа шизофрении, а
"последствие процесса
социального производства" и в
качестве него не может выступать
корнем социальной определённости
личности. Одновременно с этим через
машины желания исследуется мир
шизофреника как ирреализация
психоанализа и всего его окружения.
Глава 2. "Психоанализ и
фамилиализм: святое семейство".
Продолжается разбор и критика
Эдипова комплекса через групповой
фантазм. Введение двух мужчин и
двух женщин для объяснения либидо
провоцирует реминисценцию книги
О.Вейнингера "Пол и характер".
Проводится мысль о необходимости
пересмотреть взгляды на литературу
в её соотношении с шизофренией.
Глава 3. "Первобытные люди,
варвары, цивилизованные". В ней
Гватари и Делёз подвергают критике
понимание общества как социуса
обмена, принимая в качестве
элемента анализа понятие
"меты". Метить и быть
помеченным - вот прерогатива
общества. (Тезис, несомненно, из
области деконструкции). Широко
используются коннотации знака,
дизъюнкции, интенсивности и
возникающей на её основе
экстенсивности. Раскрывается
механизм репрессий через анализ
роли инцеста и связанных с ним
вытеснений. Особое место отводится
теме шизофренизации капитализма.
Глава 4. "Введение в
шизоанализ". Содержит анализ
процесса воспроизводства
бессознательного. Даются образцы
параноидального и
шизофренического способа движения
в социусе. Выводится тезис о том,
что "человек есть и
"машинно-позвоночное
животное", и "паразитирующая
на машинах тля"... Речь идёт также
и о встроенности машин желаний в
социальные механизмы и т.д. Анализ
потоков и шизов (перерывов). Машины
желаний оставляют меты на теле без
органов, позволяя пространству
письма знакомить читателя с
вариациями отсрочки достижения
желаемого. Вцелом же в
"Анти-Эдипе" тело без органов
выступает как предельный случай
организма/механизма, а шизофреник -
как крайний случай человека
капиталистического общества.
Этот парадигмальный для современной французской философии текст опубликованный в 1972 году Les editions de minuit и уже давно ставший классическим, был частично переведён на русский язык в 1990 г. Михаилом Рыклиным. Остаётся только сожалеть, что этот перевод и по сию пору остается таким же единственным и таким же неполным
28 февраля 1999 года.
В погоне за смыслом
(несколько текстов)
Немного о
пищеварительном мышлении
Зимняя рапсодия
Разъятие
На грани мерцающего
разума
Текст №1