Роль идеологических конструктов в постиндустриальном обществе.

Кашлов А.В.

Томский Государственный Университет

Философский факультет

636050, Томск, пр.Ленина, 36

 

Идеология до сих пор прочно привязана в нашем представлении к прошедшим эпохам тоталитаризма во всей его вариативности. Нынешний "свободный" человек верит только в себя и себе, - но самое главное, что на самом деле в большинстве случаев он только верит в эти положения о собственной самостоятельности и независимости. Постоянный прессинг собственно прессы и прочих многочисленных средств массовой коммуникации и информации, хотим мы того или нет, косвенно и незаметно программирует сознание на всех уровнях, - хотя мы и заявляем, что понимаем, что СМИ нас "делают". Проблема в том, что признание массированного информационно-идеологического удара не спасает от влияния СМИ, даже наоборот – переводит эту проблему в латентное состояние за счет "успокоенности", что "уж на меня-то никакая реклама и проч. "промывка мозгов" не влияет". По всей видимости, избежать этого попросту невозможно, поскольку сама структура сознания опирается на идеологический каркас, признаем мы это или нет. К такому выводу я пришел, наблюдая и изучая некоторые фундаментальные конструкты мышления и сознания, - идеи, ценности, символы, архетипы, стереотипы, etc., а также формы их проявления и широкого использования в постсовременности, - СМИ, реклама, public relations, Internet, etc. О некоторых из указанных конструктов речь будет идти ниже.

 

Подкреплю свои наблюдения мыслями С.Жижека, признанного философа и исследователя, в работе "Возвышенный объект идеологии" критикующего мнение, что современная эпоха ознаменована "концом идеологии". В частности, он утверждает, что "идеологический фантазм" упорядочивает действительность и является неустранимым и имманентным сознанию, конституирует сознание и его действительность. Циническая же отстраненность – лишь один из способов закрывать глаза на упорядочивающую силу этого фантазма (1, с.51-52).

Добавлю, что вопрос о независимости мышления вовсе не должен снимается в силу признания конститутивной роли идеологичности сознания и подверженности влиянию Другого в виде СМИ, а должен подниматься на рефлективный уровень. Выйти полностью за “призму восприятия” и идеологическую структуру нельзя, - иначе и вовсе всё рухнет, - но можно и нужно пытаться вскрыть действие и роль “идеологического” как в социальных институтах, так и в собственной жизненной сфере. Только в этом случае становиться возможным достичь более высокой степени независимости и действительной критичности мышления, о которой говорит постмодернизм, но которую трудно достичь благодаря тому, что мы часто "соскальзываем" на привычные массово-идеологические и массово-символические "рельсы", услужливо предлагаемые теми конструктами и "сферами влияния", о которых будет идти речь и которые выдаются зачастую за “здравый смысл”. Вопрос заключается в том, насколько часто и полно "соскальзываем" и можно ли делать эту безусловно приятную, привычную и безответственную вещь реже (вовсе не делать, подчеркиваю, невозможно в силу нашей конститутивной соотнесенности с Другим и Другими. Конечно же, нужно понимать, что и эта программа по сути идеологична, но в ином качестве - в качестве критичности и деконструктивности (а на данный момент еще и в качестве почти полной неосуществимости для масс-медиа и для самих масс).

Но нужно нечто другое, нежели просто ирония или скепсис, для понимания роли идеологии и прессинга в собственной жизни. И слепое подчинение догмам, и уход от этого вопроса посредством успокоенности и циничности - это, применяя терминологию Хайдеггера, бытие несобственным образом. Вслед за признанием идеологической или, по-другому, фантазматической конституции сознания необходим анализ форм артикуляции структуры сознания.

 

Идейный и идеологический контекст любой информации неизбежен во все времена и особенно сегодня, в условиях стремительного перехода к информационному обществу. Роль идеологических конструктов возрастает в качественном измерении в постиндустриальную эпоху, поскольку при бешеном увеличении количества информации уследить за общими, а тем более за центральными трендами становится все сложнее. При таком раскладе навязать какую либо "точку зрения", иначе - интерпретацию, стало не таким уж сложным, учитывая все увеличивающееся количество "пользователей" средств массовой информации и коммуникации. Дело в том, что многообразие и "особость", выделенность любого происходящего события (за что бьется постмодернизм), эта пестрая картина, на фоне которой уникальность вроде бы и не пропадает, и поощряется - такое положение вещей все больше затрудняет видение подлинной скрытой идеологической прослойки, детерминирующей ментальность и действия на любом уровне. Удобная ориентация на внешние, за самого человека кем-то "выстраданные" ценности (богом, вождем, "звездой", экспертом, рекламным героем, "человеком с улицы" и т.д.) - такая направленность не позволяет разглядеть ни цели коммуникативно-информационного воздействия, ни свои собственные ценности и цели.

Повторю, что сказанное выше о конститутивном характере идеологического фантазма вовсе не означает неизбежность пассивной интериоризации "внешней", "чужой" идеологии. Настолько же и идея о рефлективности сознания ("быть собственным образом") не претендует на элиминацию и даже на редукцию фантазматичности сознания. Такое вскрытие идейных посланий позволяет не отдавать собственную свободу и выбор (по сути собственную идеологию) Другому и не перекладывать на него бремя «авторских прав» на собственную персону.

Кстати, С.Жижек критикует К.Маркса за такое представление об идеологии как о "наивности", непонимании человеком своих реальных "причин" и своих действий (1, с.35). Жижек говорит, что современный человек прекрасно осознает, что он делает с повеления идеологии, но продолжает тем не менее это делать (1, с.43). Позволю себе с этим не согласиться. Сказанное годиться для персон с вполне самостоятельным критичным мышлением, другие же так и живут "по Марксу". Да и представление о себе как о свободном-независимом-самостоятельном и пр. не означает с необходимостью, что этот человек реально является таковым и понимает происходящее. В данном случае образ не переводиться в действительность.

Попытаемся проанализировать некоторые базисные образования, имеющие явный или неявный идеологический подтекст. Это, вероятно, поможет выйти затем (не в рамках данной статьи) на новые методологические аспекты формирования информационного общества, которые позволят отслеживать, контролировать и регулировать пропагандистское наступление, фиксировать и рефлектировать латентные идеологические послания, заключенные в любой информации, - что актуально в условиях информационного общества.

Посмотрим, как именно информация "для общественного пользования", а также коммуникация в общем идеологически структурируется.

 

Ментальная сфера и мировоззрение (и конкретной персоны, и социума) задаются ценностями. Ценности и конституируемая ими аксиальная (axis (лат.) - «ось») сфера (которая является предметом аксиологии; axios (греч.) - «ценное») задают значимое (осевое, центральное) и незначимое для человека и общества. В особенности аксиологическая проблематика важна для информационного общества: информация, как уже говорилось, идеологически и ценностно структурирована, интерпретирована, нагружена.

Например. Операции с понятиями "объективность" и "объективная информация" (которые претендуют на отсутствие «личной» и пр. заинтересованности, т.е. претендуют на ценностную нейтральность) имеют также идеологически-аксиальный характер. "Журналисты ссылаются на достоверные источники, пересыпают свое сообщение цифрами", - замечает Г.Почепцов, - "но на расхождение в цифрах никто не обращает внимание, - что говорит о риторическом средстве достижения точности. Происходит подделка под более эффективный вариант коммуникативного воздействия" (2, с.341).

Но на деле этот и подобные факты - лишь половина правды. Копнув глубже, мы обнаружим, что "объективности" в принципе не существует, а существуют:

· неизбежная интерпретативная нагруженность абсолютно любого факта (фактуальный нарратив не меньше, чем любой другой, базируется на пристрастиях: что сказать, как сказать и зачем сказать);

· спрос на ценность "объективности и достоверности".

Именно этот спрос и позволяет очень эффективно влиять на сознание  как посредством "информирования", использующего мало неискаженные факты (которые и называются «объективными» и " неискаженными"), так и посредством их сознательного "переписывания", искажения и последующего облачения в "научную" форму. В рекламе используют людей в халатах с указками, графиками, в газете - консультации с подходящими экспертами. Перед самим крахом "МММ" в газетах эксперты вещали, что все ОК и нет оснований для беспокойства и сброса акций.

Любая констатация поэтому (данная в том числе) уже является интерпретацией. Интерпретация события производится, исходя из определенных ценностей и идеологем "констатирующего" и с учетом той цели, к какой стремиться "констатация". Учитывается и то, на какие ценности воспринимающего может воздействовать послание.

Таким образом, ценности и мировоззренческая (идеологическая) интерпретация являются становым хребтом не только традиционных и индустриальных обществ (более или менее явным образом фундирующихся в трансценденции либо в материальности и в соответствующих ценностях), - ценности являются также стержнем и информационной цивилизации. Информационно-коммуникативное поле задается нормами, правилами; причем базовые порядки возникают отнюдь не стихийно, а вырастают из тех идей и мифологем, которыми обладает какой-либо «ключевой коммуникатор» (2, с.27): политик, эксперт и прочие архетипические герои, включая рекламных персонажей. Кстати, именно такой архетипический базис рекламы делает ее сегодня фольклором: реклама, по сути, создается народом, чьи символы и ожидания используются, а "криэйторами" только оформляется.

 

Символы, архетипы и стереотипы густо замешаны на ценностях; коды коммуникации и культуры могут быть декодированы и поняты исключительно из сетки ценностей и приоритетов (Гоббс говорил, что ничего нельзя сказать человеку, который не понимает твоих символов). Следует заметить, что ценности и прочие интерпретативно-идеологические конструкты, о которых идет речь, являются трансрациональными, т.е. основаны не на дискурсивных заключениях, а на чувствах (в том числе «нечувственных», вроде чувства целостности, веры), эмоциях и пр. трансрациональных пластах сознания и реальности (имеющих также наименование «бессознательное», «подсознательное» и «сверхсознательное»). «Между символом и его значением нет ментальных соответствий, рациональных и логических. Можно знать, что яблоко символизирует грехопадение или что подкова приносит удачу, но это невозможно вывести посредством изучения яблока или подковы.» (5, с.3). Это говорит, помимо всего прочего, еще и о «текучем», размытом характере символа и ценностей, заключенных в нем. Но если значение нечетко, размыто, то возникают прекрасные возможности для переписывания и интерпретации любой информации в нужном русле. Иначе говоря, символическое устройство сознания (Кассирер пишет о символе как о сущностной функции сознания) позволяет широко использовать подобные ментальные операторы в целях идеологического воздействия.

Символы, ценности, архетипы, стереотипы и тому подобные идеологические структуры имеют вдобавок и регулятивный характер в силу ориентированности человека на Другое и его шифры, на Скрытое, на эссенциальную потребность человека

1) структурировать, упорядочить мир, привести его в целостное состояние для полного понимания с помощью интерпретации и символизации, но в то же время

2) оставить некую непонятность, таинственность, не подчиняющуюся полностью пониманию и символизации.

С.Жижек по этому поводу говорит, что то, что делает идеологию такой влиятельной - это оперирование травматической иррациональностью и абсурдностью предписаний. Абсурд наделяет закон абсолютной властью (1, с.50). Т.е. в идеологической интерпелляции ("окликание") остается нечто, что субъект понять не в состоянии и не в желании, и такая трансцендентность и трансрациональность идеологии, ее «святость» и «не-до-конца-понятность» позволяют как верить в ее праведность, так и списывать ответственность на высшую инстанцию.

Все это и используют не только официальные, государственные органы, но сейчас более всего - реклама и паблик рилейшнз, которые интерпретируют любой факт и информацию в необходимом направлении.

 

Рекламисты заняты выявлением и акцентуацией или инверсией тех сторон товара, которые важны для клиента. И пусть этот товар тот же, что и сотен других, нужно просто подчеркнуть, обратить внимание на самые обычные и имплицитные характеристики (типа «покупайте наше растительное масло, содержащее кладезь витаминов!»).

PR также поворачивает информацию, задавая нужный контекст и при этом почти не отступая от кодекса PR: достоверность и объективность информации.

Реклама широко применяет целый арсенал символических, мифических и др. средств, отсылающих к трансценденции и к трансрациональным структурам сознания. Начинается символизация с брэнда: «в мире рекламы символы нынче зовутся торговыми марками» (5, с.7). Затем процесс идет уже внутри самого рекламного послания. Beeman приводит пример рекламы, лучше всего говорящий о том, к чему именно аппелирует реклама в общем: «Есть только одна свобода - свобода выбора» (6, с.52). Человек массовой культуры получает из рекламы бинарное сообщение, опирающееся на позициональные сокровенные интенции человека, находящиеся вне компетенции ratio - быть уникальным и непохожим и - быть конформным, соответствующим, интегрированным. Beeman формулирует их так: 1) Будь самим собой! & 2) Вливайся, соответствуй! (6, с.58) В результате суггестивного воздействия рекламы персона делает «совершенно свободный выбор», приобретает товар и становится «уникально-интегрированным» покупателем, т.е. безболезненно достигает этих антагонистичных целей. (6, с.64). Конкретная методология предлагается Burnett’ом:

1.     «Эмоционализация», задействование различных мотивов покупать товар (аппетит, здоровье, привлекательность etc.);

2.     «Рационализация» - позволяет покупателю «оправдать», обосновать свой выбор и спонтанную покупку. «Покупатель зачастую не признает реальной причины своего приобретения, и реклама должна способствовать ему в рационализации покупки» (6, с.56). Можно заметить, что первая технология воздействует на сознание через подсознание, а вторая - программирует подсознательное посредством влияния на сознание.

Еще один ход, используемый рекламой - это пропаганда не столько самого товара, сколько качеств, приписываемых ему. Я не буду касаться здесь этой технологии более подробно, т.к. она уже исследована и в научных областях (см. антропологические изыски (напр., 6) и многочисленные пособия по рекламе), и в современной художественной литературе (напр., философские выкладки В.Пелевина в "GENERATION "П").

 

И это лишь некоторые аспекты из океана тех идеологических подходов, используемых в рекламе и PR. Эти сферы, реклама и PR, и выступают сегодня инструментами массового идеологического воздействия. Как можно заметить, эти сферы и в эпоху «возрастания» активности субъекта и «демассификации СМИ и культуры», о которых говорит Э.Тоффлер (3, с. 261), широко используют возможности идеологического влияния символа и его размытость для программирования сознания в целом (как думать, как любить и что покупать). Не соглашаясь с Тоффлером, я скажу, что массовое сознание, претерпевая модификации как внутри самого себя при переходе к информационному обществу (к "третьей волне"), так и в обращении с собой, остается и долго еще будет оставаться по сути тем же, что и в эпоху индустриального массового производства с его ориентацией на возрастание потребления ("вторая волна"). Хотя хочется верить, что тенденция, указанная Тоффлером, будет все же набирать силу.

Кстати, активация тренда увеличения производства и потребления в индустриальной цивилизации обязана не столько «объективным» закономерностям социального целого, сколько привлечением одной из фундаментальных мифологем: всепоглощающей пропасти или пасти, - Харибда у древних греков (в «Одиссее») и Черная дыра в эру космических исследований. Покупатель, хотя и использует демассифицированные, индивидуализированные средства поглощения информации и прочего, так и остается с мандатом Харибды, т.к. потребляет все те же "продукты" (информационные в первую очередь), что и большинство. Коммуникативное же пространство остается неизбежно насыщенным и структурированным как спонтанными, так и целевыми суггестивными ценностями, мифами, символами, etc., т.е. идеологическими операторами массового сознания. По этому поводу можно заметить, что переход к индивидуализированному информационному типу цивилизации затрудняется, в первую очередь, рекламой как распространителем одинаковых, типизированных, массовых ценностей и товаров (наиболее типизирующий продукт - Coca-Cola, наиболее массово-идентификационный - Pepsi с лозунгом "новое поколение выбирает...").

В конечном итоге, провозглашение процесса эмансипации человека от идеологически-массовых штампов и влияния является преждевременным, поскольку массовая идеология зиждется на одном из модусов трансрациональной структуры человеческого бытия и мышления, и поэтому у большинства этот трансрациональный фундамент манифестируется как ориентированность на пассивность, массовость, конформность, переложение заботы о себе некоему обществу, герою, "отцу народов"...

Остается лишь то, что я прописал в начале: даже в условиях информационного общества нельзя уповать исключительно на идущую индивидуализацию и вообще на позитивные тренды и сдвиги в сторону от массы и массовой идеологии. Рефлексивная, деконструктивная активность в отношении как "внутренних", так и внешне-символических идеологем и конститутивная активность в отношении собственных идеологем необходима сейчас и в будущем в большей степени, чем в предыдущих типах цивилизации, поскольку идеология в информационном обществе носит исключительно фоновый, периферийный или даже латентный характер, а потому незаметный и трудно анализируемый. Отсюда следует, что конститутивная и рефлексивная активность попросту необходима для выживания персоны даже в нынешних условиях, казалось бы, роста уникальности, неповторимости фрагментов мира. Такая активность означает интенцию возвратиться к своим собственным уникальным чертам и возможностям, «к себе» и собственным ценностям, идеологическим аксиомам; вскрывать внешние навязанные идеологемы и при необходимости интериоризировать их, делать своими (в этом случае они фигурируют под именами «внутренние ценности», «убеждения», «взгляды» и т.п.). Индивидуальность, как известно, достигается повышением не конформности и покупательской способности (поглощения), и даже не индивидуализацией поглощения, а повышением способностей креативности и рефлексии.

 

Литература:

1.   Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - Москва: Художественный журнал, 1999

2.   Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - Москва: Рефл-бук, 1999

3.   Тоффлер Э. Третья волна. - Москва,: АСТ, 1999

4.   Хайдеггер М. Бытие и время. - Москва: Ad Marginem, 1997

5.   Dominant Symbols In Popular Culture/ Ed. by Ray B. Browne, Marshall W. Fishwick, Kevin O. - Ohio: Borling Green State University Popular Press, 1990

6.   Symbolizing America/ Ed. by Herve Varenne. - University of Nebraska Press, 1990

7.   http://www.org.kemsu.ru:8100/arctogai/concrev/index.htm (А.Дугин. Метафизические корни политических систем)

8.   http://www.sm.ru:8084/nepogoda/tfh_doctrine (В.Баранов. Доктрина Тоффлера-Фукуямы-Хантингтона и реальность мира)

9.   http://www.MSCHOOLS.ru/17_09_99_2.html (А.Пинский. Э.Тоффлер: конвейер, мотыга, компьютер)

 

Материал оформлен при финансовой поддержке РГНФ

 

E-mail: fsf20@lmts.tsu.ru

Хостинг от uCoz