Философия крайних случаев

рецензия на книгу Ж.Делёз, Ф.Гватари "Анти-Эдип"

Книга Делёза Ж. и Гватари Ф. "Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип" не предполагает анализа реального капитализма и реальных случаев шизофрении, в ней авторы выступают от "имени абсолютной некомпетентности"(с.107). Единственное, что проводится в данной работе - это критика тех теорий капитализма и того психоанализа, которые претендуют на изложение истинного положения дел. При этом декларируемый ими шизоанализ - это новая попытка переосмысления социума ("социуса"), которая выглядит как явная оппозиция известных форм анализа такового. "Тело без органов" выступает как альтернатива системе в качестве основополагающего понятия. А "машина желания" явно претендует прийти на смену метафизического концепта "душа".

Откровенный, слегка шокирующий стиль работы напоминает известные произведения М.Фуко, когда автор не оставляет праздному разуму даже лазейки для наслаждения, а сама попытка осмыслить социус в шизофренических образах представляется весьма оригинальной и многообещающей. Фигура шизофреника выставлена авторами как конечный продукт капитализма (отсюда - первое название работы). Показать общество как тело, как иерархию тел (полных, тел без органов) - вот цель, которую достигают Гватари и Делёз в своём произведении.
Гл 1. "Машины желания" посвящена шизоанализу процесса общественного производства, в которое на определённом этапе "вклеивается" шизофреник, который является одновременно и продуктом такового и его антагонистом. При этом происходит переворачивание фрейдовского эдипова комплекса, он уже не основа анализа шизофрении, а "последствие процесса социального производства" и в качестве него не может выступать корнем социальной определённости личности. Одновременно с этим через машины желания исследуется мир шизофреника как ирреализация психоанализа и всего его окружения.
Глава 2. "Психоанализ и фамилиализм: святое семейство". Продолжается разбор и критика Эдипова комплекса через групповой фантазм. Введение двух мужчин и двух женщин для объяснения либидо провоцирует реминисценцию книги О.Вейнингера "Пол и характер". Проводится мысль о необходимости пересмотреть взгляды на литературу в её соотношении с шизофренией.
Глава 3. "Первобытные люди, варвары, цивилизованные". В ней Гватари и Делёз подвергают критике понимание общества как социуса обмена, принимая в качестве элемента анализа понятие "меты". Метить и быть помеченным - вот прерогатива общества. (Тезис, несомненно, из области деконструкции). Широко используются коннотации знака, дизъюнкции, интенсивности и возникающей на её основе экстенсивности. Раскрывается механизм репрессий через анализ роли инцеста и связанных с ним вытеснений. Особое место отводится теме шизофренизации капитализма.
Глава 4. "Введение в шизоанализ". Содержит анализ процесса воспроизводства бессознательного. Даются образцы параноидального и шизофренического способа движения в социусе. Выводится тезис о том, что "человек есть и "машинно-позвоночное животное", и "паразитирующая на машинах тля"... Речь идёт также и о встроенности машин желаний в социальные механизмы и т.д. Анализ потоков и шизов (перерывов). Машины желаний оставляют меты на теле без органов, позволяя пространству письма знакомить читателя с вариациями отсрочки достижения желаемого. Вцелом же в "Анти-Эдипе" тело без органов выступает как предельный случай организма/механизма, а шизофреник - как крайний случай человека капиталистического общества.

Этот парадигмальный для современной французской философии текст опубликованный в 1972 году Les editions de minuit и уже давно ставший классическим, был частично переведён на русский язык в 1990 г. Михаилом Рыклиным. Остаётся только сожалеть, что этот перевод и по сию пору остается таким же единственным и таким же неполным

28 февраля 1999 года.


В погоне за смыслом (несколько текстов)
Немного о пищеварительном мышлении
Зимняя рапсодия
Разъятие
На грани мерцающего разума
Текст №1

Хостинг от uCoz